|
||
Водка это яд, так твердит плакат
В Москве, в музее современной истории
России открылась
выставка антиалкогольного плаката
"Веселье" - похмелье.
Не помню, воздействовал ли
когда-нибудь на меня антиалкогольный плакат.
Наверное - все-таки - нет. Не задевал он меня. Хотя
преследовал меня всю жизнь. Плакат, в смысле. С
него всегда на меня смотрел какой-нибудь
страшный мужик, с одутловатым лицом и синим
носом, совсем не похожий на тебя,не похожий на
меня, просто так - прохожий, парень краснорожий.
Поэтому я не расматривал этот плакат, как оружие
воздействия на меня лично. Но антиалкогольное
искусство процветало и поощрялось на протяжении
всех долгих и томительных лет советской власти.
Никогда оно не уходило в подполье. И вот
наконец-то появилась посмотреть на всю эту
красоту в ее концентрированном виде от начала до
конца. Хотя, о каком конце может идти речь, когда
сейчас самое время возрождать это замечательное
искусство. Уж больно оно прикольное.
У истоков антиалкогольного плаката
стоял Владимир Владимирович Маяковский, имеющий,
как мы знаем, к алкоголю непреодолимое,
необъяснимое отвращение. Маяковский в своих
плакатах прост и лаконичен, как и подобает быть
человеку, ухватившему судьбу злодейку за гузно.
Особо не напрягаясь, Маяковский пишет на плакате
времен февральской революции, одной из причин
которой, видимо, и стало ввведение монополии на
торговлю водкой: "Радуйся, Саша - теперь водка
наша! Ка же знаю, Коля я. Теперь монополия!" А на
плакате неприглядного вида царь батюшка,
талантливо изуродованный до безобразия
революционно-настроенным поэтом и художником.
Видно, задела, извела его эта монополия.
Бесхитростный, как Шандыбин,
пролетарский поэт Демьян Бедный не брезговал
плакатной халтуркой, подрабатывал на ниве борьбы
с алкоголизмом. На плакате "Долбанем!"
художника В. Дени, он пишет такую поэзу: "Так
нечего с пьянкой шутить! Ее надо колотить!
Культурно! Бурно! Пламенно, гневно! Долбить
ежедневно! На каждом шагу не давать передышки
врагу!" Алкаша этот плакат, возможно и не
заденет (а вообще, что его заденет, алкаша?), а вот
активиста-комиссара может пробить-раззадорить
на смертельную схватку с алкашом. Или вот -
интересный плакат, красноречивое историческое
свидетельство беспробудного пьянства в Красной
Армии. Стреляют два бойца. У одного - 7 промахов,
как указывают цифры на плакате, а у другого,
который по всей видимости поддал изрядно, или,
проще говря - нап...ся, потому что стреляет из
положения "на карачках", 27 промахов. Причем,
скупая армейская статистика скромно умалчивает
о количестве попаданий. Откуда такие точные
данные, проводились ли специальные исследования
на бойцах, или цыфры взяты с потолка, так и
останется тайной для искусствоведов.
После пролетарского, революционного
периода наступает светлый период повального
всероссийского пьянства, и как следствие -
буйного беспредела антиалкогольного плаката.
Плакаты порой просто потрясают необъяснимой,
таинственной силой своего воздействия. На
плакате Ф. Коннова перебинтованный сикось-накось
рабочий, по видимому, негритянской
национальности, с иссиня черным лицом, с
подкупающей прямотой признается общественности:
"Я на производстве был пьян!". Ну что ты
будешь делать? Конечно, простим засранца. Я готов
съесть собственный пиджак, если этот парень
когда-нибудь еще раз прикоснется к спиртному! А
плакат художника Н.Вележаева растрогал меня до
слез. Вот его незамысловатый сюжет: некий
мужчина, в иссуплении закрыв лицо руками, рыдает
от отчаяния, в неутешном горе. Что случилось,
брат? - сразу возникает вопрос у зрителя. Ушла
любимая? Умер батяня? Банк лопнул? Нет? Но тогда
что же? Неприхотливый текст проясняет
дело:""Напился, ругался, сломал деревцо.
Стыдно смотреть людям в лицо." Духовно богатые,
оказывается, тоже плачут.
Любой мало-мальски зрелый и пьющий
человек с некоторой ностальгинкой вздохнет,
взглянув на немой укор трогательного пейзажа
застойных лет: пенек, четвертинка, банка кильки,
пачка "Беломор-канала", сырок "Дружба"
утеха мужичьего одиночества, скромный пузыречек
тройного одеколона (вдогоночку). Эх! Веничка!
Бывали дни веселые! А напротив - другой пейзаж,
как бы предлагающий нам иной, как бы - правильный
подход к проблеме пития: аккуратный столик, белые
салфетки, хрустальные фужеры, коньяк Remy Martin.
Загнули, конечно! Было-было! Пытались нам привить
культуру выпивки, но отчего-то не захотел
российских пролетарий пить чуждый нам Remy Martin. Не
покатил он пролетарию. А помните как жестоко
пьянка била нас по краману? Об этом напомнит вам
эффектный плакат со скупыми математическими
выкладками: Вытрезвитель - 25-150 рублей
Товарищеский суд - 30-100 рублей
Потеря в заработной плате -10-30 рублей
Лишение премии - 30-100 рублей Лишение 13 зарплаты
(Боже! Была, ведь, и такая зарплата!) Посмотришь на
такой плакат, прикинешь нос к уху, вздохнешь, и
невольно не пойдешь бухать, а наоборот - купишь
цветы жене! Справка: в 70-х годах на 100 рублей
запросто, при желании, можно было купить примерно
10 пузырей водки и около 80-ти пузырьков
"Тройного одеколона"! И на ряпушку в
томатном соусе хватило бы! Наверняка, сегодня в
нашем обществе найдутся такие люди, которые ни
разу в жизни не видели величайшее творение
человеческого разума - самогонный аппарат. На
этой выставе они смогут восполнить этот досадный
пробел в образовании.
Есть и позитивные плакаты, ненавязчиво
так, по-доброму призывающие нас вести здоровый
образ жизни: "Всей семьей в страну здоровья!"
На плакате хорошие люди собрались в поход: папа,
мама, сынок-сорваниец, собачка. В рюкзаке, не
поверите, ни капли спртного. Только спортивная
утварь: ракетки, футбольный мяч, клюшка для
гольфа, бейсбольная бита. Кому-то это может
показаться полным абсурдом и нелепостью, но,
поверьте авторам плаката: такое бывает.
Работы нового времени отличаются
поиском новых, оригинальных форм. Правда, вся
оригинальность сводится к смещению акцентов. Они
уже не показывают пьяницу, как политического
врага. Какой он, к черту, враг? Он несчастный,
больной человек. Его жалеть надо. Не стоит,
наверное переоценивать роль антиалкогольного
плаката в нашей жизни. Все-таки, плакат это прежде
всего, памятник нашего, по меньшей мере,
странного прошлого. И потом, сегодня уже
считается дурным тоном хулить алкоголь. На фоне
буйства рекламы алкогольных напитков
омерзительная харя алкоголика будет просто
диссонировать. В общем - хватит пить!
*** (материал написан с большого бодуна)
А.Мешков